ру

Смешанное обучение

Смешанное обучение – это объединение онлайн и офлайн-обучения в одну цепочку, которая создаёт «учебный опыт» ученика и самодостаточный логический курс или предмет. При смешанном обучении инструкции/теория, которую ученик прорабатывает онлайн (будь то в форме самостоятельного прочтения материалов, при просмотре демонстрационных видео, при просмотре видеозаписи лекции учителя, или в форме игры), находят свое применение офлайн (то есть в помещении школы во время занятий). Все активности и занятия, что проходят в школе должны сочетаться и на практике закреплять знания, полученные учеником при самостоятельной работе онлайн.

[Под обучением онлайн мы понимаем формат обучения ученика за компьютером, причем ученик сам выбирает место для обучения, контролирует время, ритм и последовательность выполняемых задач. Под обучением офлайн – взаимодействие ученика с учителем и одноклассниками/коллегами по проекту. Под форматом обучения понимаем онлайн или офлайн обучение; форматы офлайн обучение включают работу в групповых проектах, индивидуальные консультации, лекции, семинары, дискуссии и др. (то есть любое взаимодействие, что происходит в реальном времени без посредничества технологий)]

Смешанное обучение, blended learning (более «словарное» определение) – это формальная, структурированная и логичная учебная программа, в которой:

1. Ученики/студенты проходят хотя бы часть курсов (курса) онлайн, при этом они сами контролируют время, место, ритм и последовательность выполняемых задач;

2. Хотя бы часть курсов (курса) в учебном физическом пространстве (школе) в группе с такими же учениками и учителем (это обязательное условие для успеха смешанного обучения, ведь она ведет за собой социально-адаптационный аспект школы);

3. Различные форматы обучения ученика логически объединены, чтобы обеспечить интегрированный и успешный «опыт обучения». Отталкиваясь от проблемы, которую школа желает решить внедряя смешанное обучение нужно подобрать модель обучения, которая для этого лучше всего будет подходить.

Существуют такие модели:

1. Ротационные модели – это организация курса или предмета, таким образом, что ученики/ студенты переходят между разными форматами обучения по фиксированному расписанию или по усмотрению учителя, по крайней мере одним из таких форматов является обучение в режиме онлайн. Другие возможные форматы – это работа в небольших проектных командах, теоретические лекции от учителя (как для целой группы, так и для проектных команд), групповые проекты, индивидуальные консультации от учителя, письменные задания. Студенты учатся в основном в стенах школы, но также выполняют определенные домашние задания.

1.1. Ротация по станциям – это модель организации курса или предмета, в котором студенты переходят между разными «станциями» в пределах одного или нескольких (немногих) кабинетов. Ротация по станциям отличается от индивидуальной ротации тем, что ученики должны пройти все станции, а не только те, что установлены их индивидуальному графику.

1.2. Ротация по лабораториям – это модель организации курса или предмета, когда одна из станций происходит специальном компютерном кабинете, где ученики учатся самостоятельно онлайн.

1.3. «Перевернутый» класс – это модель организации курса или предмета, в котором студенты учатся онлайн за пределами школы, в привычном месте выполнения домашнего задания (дома), а затем идут в школы, чтобы на базе полученных знаний и освоенных правил и инструкций работать над проектами или получить дополнительную информацию от учителя. Основная теоретическая часть курса усваивается онлайн, именно это отличает модель «перевернутого» класса от просто выполнения домашних заданий онлайн, ведь не освоив теорию самостоятельно ученик не сможет принимать активное участие в дискуссиях с учителем или реализовать проект.

1.4. Индивидуальная ротация – это модель смешанного обучения, когда каждый ученик имеет индивидуальный график и не обязательно посещает каждую доступа станцию. График составляется автоматически (если в школе есть программное обеспечение) или учителем.

2. Гибкая модель – курс или предмет, в котором онлайн-составляющая является основой обучения, даже если определенная деятельность и происходит офлайн. Ученики работают по индивидуальным, гибким графикам, который включает разные форматы обучения. Учитель доступен для любых консультаций, и студенты учатся, в основном, в помещении школы, и выполняют индивидуальные домашние задания. Учитель готов оказывать поддержку при необходимости через такие мероприятия, как работа в малых группах обучения, групповые проекты, а также индивидуальные консультации. Существуют примеры реализованных гибких моделей, в который учитель предоставляет больше или меньше поддержки. Это соотношение нужно подстраивать под конкретную школу и цель внедрения смешанного обучения.

 

3. Модель самостоятельного смешивания (A La Carte Model) – студент проходит курс полностью онлайн, и посещает обучающие мероприятия в школе или учебном центре. Учитель в этой модели является онлайн-учителем. Студенты могут пройти онлайн-курс или на территории школы (если позволяет оборудование и комнаты) или дома. Модель не может быть применена для всех школьных предметов, ведь курсы онлайн должны комбинироваться с теми, что проходят в школе, в группе и с учителем (социальный аспект школы).

4. Модель обогащенного виртуального обучения – курс или предмет, в котором студенты обязаны проходить часть обучения со своим учителем офлайн (тет-а-тет), а потом завершать индивидуальные задания самостоятельно. Онлайн обучение является основой обучения студентов, особенно, когда студенты находятся вдалеке от здания школы. Учитель предмета, как правило, работает как онлайн так и офлайн. Много моделей обогащенного виртуального обучения начинались как отдельные онлайн-курсы, а затем дополнились смешанной программой обучения, чтобы предоставить студентам социальный опыт посещения школы. Модель обогащенного виртуального обучения отличается от «перевернутого» класса, тем что в первом случае, студенты редко встречаются лицом к лицу со своими учителями каждый день. Он отличается от курса, который проходит полностью онлайн, где ученик по желанию обращается за консультацией к учителю; в случае обогащенного виртуального обучения ученик обязан проходить отдельные занятия с преподавателем и получать консультации.

 

Flipped classrom по-русски  (этот же текст по-английски  – для тех, кто владеет методом и хочет понимать терминологию)

Дополнительная информация про модели blended learning

Научная статья “Смешанное обучение”

Статья “Смешанное обучение, какк модель использования информационно-образовательных ресурсов”

Разные видео про смешанное обучение в этом блоге

Видео про перевернутый класс

Веселое и простое видео про перевернутый класс (анлийское)

Статья про смешанное обучение 

Секрети успеха blended learning

Для общеого развития более визийная статья – Освіта після технологій

 

Источник: http://www.prosvitcenter.org/

Оставайся на связи!